СтройПортал

Статьи и рекомендации

Проекты домов в русском стиле

В нашем каталоге проекты домов в стиле Русская усадьба занимают почетное место. Это объясняется растущим интересом к бревенчатому домостроению, и логично приводит к возрождению полузабытых элементов древнерусского зодчества. Наши предки умели создавать сказочные шедевры из дерева.

При абсолютной внешней несхожести каждого дома в каталоге, их все же можно разделить на две большие группы. В одну попадают проекты классических русских усадебных домов, во вторую — этнические стилизации типа «сказочный теремок».

Проект усадьбы в русском стиле

Дом с многоярусной крышей Дом с деревянной резьбой Коттедж из комбинированных материалов

В это понятие обычно включают традиционный, чаще одноэтажный, жилой дом, а точнее, комплекс деревянных построек вместе с баней, флигелем, забором и воротами, образующие целое «подворье». В современных проектах используется несколько приемов традиционной русской архитектуры.

  • Срубы могут быть набраны из бревен разного диаметра, уложенных «комель к макушке».
  • Многоярусные крыши разной формы — «сундучные», остроугольные, 4-х скатные.
  • Фронтоны набираются, из таких же бревен, что и стены — возникает ощущение, что они стоят «сами по себе», без всякой поддержки («самцы»).
  • Характерны своеобразные «эркеры» — половинка шестигранного «барабана», выступающая за пределы стены.
  • Деревянная резьба — визитная карточка дома. Крыльцо, наличники, свисающие края крыши обильно украшаются фигурными элементами.
  • Открытые галереи «гульбища», небольшие уютные балконы — поддерживаются на резных деревянных колоннах.

Характерная особенность русских домов — индивидуальность. Каждый из них неповторим, выражает вкус и достаток хозяев дома. В современной интерпретации может быть построен и коттедж из кирпича в русском стиле, или с комбинированными каменными стенами. Сочетание разных по фактуре материалов придает постройке новый облик, при этом сохраняется все обаяние деревянного сруба.

Проекты: Коттеджи — Дома — Дачи — Бани — Старинные проекты — Усадьбы — Комбинированные дома

Жизненные условия настоящего времени создали особый вид собственников, которые стремятся с минимальными затратами устроить себе «собственное гнездо».

Как всегда спрос вызвал предложение, и явились предприниматели по продаже мелких участков земли в ближайших окрестностях столицы. Покупателями таких земельных участков являются в большинстве случаев люди труда, не обладающие большими денежными средствами и потому стремящиеся построить себе дачу или дом возможно экономическим способом.

Идя на встречу такому стремлению большинства, я предлагаю вниманию почтенной публике настоящий сборник проектов недорогих дачных построек. Каждый из предлагаемых в этом выпуске проектов следует рассматривать, как схему, которую можно изменять по желанию, не вызывая тем излишних расходов.

Практикуемый ныне в громадном большинстве случаев способ постройки дач сводится к простой сделке с подрядчиком, часто человеком малограмотным, который ведет постройку на свой страх и вкус, унаследованный им от такого же предшественника, и в результате получается никуда негодная дача казарменно-сундучного вида в лучшем случае отделанная разными украшениями в ложнорусском стиле с петушками и лошадками. Задачей настоящего сборника архитектурных проектов дачных построек и является попытка упорядочить дело постройки дач, познакомив публику с элементарными требованиями изящества в архитектуре, и основами строительного искусства, дать вместе с тем несколько типичных планов удобных для жилья построек, планов, которые могут быть по желанию каждого изменены согласно его требованиям и стремлениям.

Вл. Стори. Январь 1914г

Мы взяли на себя смелость несколько изменить проекты, добавив помещения для размещения санузлов, сообразно современным требованиям.

Вопрос который возникает достаточно часто: «Что входит в «стоимость строительства дома»

Новые исторические проекты

  • Классический дачный дом под Санкт-Петербургом

    Площадь: 225 м2

Традиционный дом в стиле Русский терем

Проект русского шале Сруб в огло

Первая волна интереса к средневековому русскому зодчеству поднялась в 19 веке, на ее гребне возник «псевдорусский стиль». Из проектов домов русских архитекторов того периода сохранились работы Ивана Ропета, построившего немало «теремов» с многоярусными башенками и резными узорами. Среди приемов 18 века выделяются два, способные придать деревянному дому особенно «сказочный вид».

  • Русское шале — постройка с расширяющимся кверху срубом за счет плавного увеличения выпуска венцов («повал»). Они образовывали карниз, на который укладывалась крыша, свесы которой могли быть существенно увеличены. Сейчас это редкий прием, современные дома такого типа — скорее стилизация на тему шале.
  • Сруб «в огло» — соединение бревен в углах сруба с остатком (вспомним домик «бабы-яги»). Проект терема в старорусском стиле в нашем каталоге — включает такие редкие элементы: фигурные колонны с резьбой, шестигранный застекленный «фонарь».

Все разработанные нами проекты домов в стиле Русская усадьба сопровождаются полным пакетом архитектурных и конструктивных решений. Приложенная спецификация материалов облегчает работу строителей, и обеспечивает соответствие возводимой постройки техническому плану.

Избушка-избушка

Изба является одним из главных символов России. Археологи считают, что первые избы появились еще во втором тысячелетии до нашей эры. В течение многих столетий архитектура избы практически не менялась, так как она изначально объединяла в себе все необходимые русскому крестьянину функции — давала крышу над головой, тепло и место для сна. Избу воспевали поэты и увековечивали художники, и было за что. Со временем изба трансформировалась в рубленый дом-терем для зажиточных семей. Вместе с окружающими постройками терем составлял русскую усадьбу. Традиции строительства домов из сруба складывались столетиями, а разрушились всего за несколько десятков лет.

Коллективизация, урбанизация, появление новейших материалов… Все это привело к тому, что русская деревня обмельчала, а местами практически умерла. Новые же «деревни», так называемые «коттеджные поселки», стали застраивать домами из камня, стекла, металла и пластика. Практично, эффектно, стильно, но русский дух там не живет, и Русью там не пахнет. Не говоря уже о недостаточной экологичности таких построек.

Однако не так давно деревянное строительство в русском стиле пережило первый этап возрождения. Это отразилось и на интерьерах. Стиль кантри сегодня вообще на пике популярности. Кто-то отдает предпочтение немецкому кантри, кто-то — скандинавскому или американскому деревенскому стилю, кому-то по вкусу прованс, но если речь идет о деревянном загородном доме или даче, выбор все чаще делается в пользу интерьеров в стиле русской деревни.

Приезжая из мегаполиса на дачу или в загородный дом в стиле русской избы, человек ощущает единение с природой и связь со своими корнями. Это способствует максимальной релаксации и состоянию покоя. В домах из дерева, интерьер которых отличается простотой и незатейливостью, легко дышится и крепко спится. А после отдыха возникает желание заняться такими делами, как рыбалка, разбивка новой клумбы в мае или работа в саду в сентябре — одним словом, дает знать о себе прилив сил.

Интерьер русской избы: каким он был?

Русская изба. Фото взято с русской Википедии

Центром избы была печь, которую называли царицей дома. Она занимала четверть или даже треть площади всего жилища. По углам печи ставили печные столбы, защищающие «царицу» от разрушения. На эти столбы и на стены опирались балки под потолком. Балки, говоря современным языком, зонировали пространство, деля избу на женскую половину, мужской и красный углы. На одной из балок устраивали полати — дощатый лежак, который облюбовывали дети.

В печном углу управляла женщина. В этом месте располагались многочисленные полки с посудой и другой утварью. Здесь женщины не только готовили, но и пряли, шили и занимались другими делами. Хозяин проводил больше времени в мужском углу — под полатями.

Горница — самое большое и красивое место в избе, где принимали пищу и встречали гостей. Проще говоря, это и гостиная, и столовая, а часто и спальня. В горнице по диагонали от печи устраивали красный угол. Это часть дома, где устанавливались иконы.

Возле красного угла обычно стоял стол, а в самом углу на божнице располагались иконы и лампада. Широкие лавки возле стола были, как правило, стационарные, вмонтированные в стену. На них не только сидели, но и спали. Если нужно было дополнительное место, к столу приставляли скамьи. Обеденный стол, кстати, тоже был стационарным, глинобитным.

В целом обстановка была скудной, но не без украшательств. Над окном монтировали широкие полки. На них ставили праздничную посуду, шкатулки и др. Кровати дополнялись резными спинками. Ложа покрывали яркими лоскутными покрывалами и украшали множеством подушек, уложенных пирамидкой. В интерьере почти всегда присутствовали сундуки с ручками.

Русский сундук. 19 век

Во времена Петра Первого появились новые предметы мебели, которые заняли свое место и в русских избах, и уж тем более в теремах. Это стулья, шкафы, частично вытеснившие сундуки, горки для посуды и даже кресла.

В теремах обстановка была более разнообразной, но в целом сохранялся тот же принцип: большой очаг, красный угол, те же сундуки, кровати со множеством подушек, горки с посудой, полки для демонстрации различных декоративных предметов. Конечно, в теремах было много дерева: это и стены, и полы, и мебель. Русский стиль кантри и стиль русской избы в частности — это дерево, много дерева и почти ничего, кроме дерева!

Создание стиля русской избы

Основное. Деревянные стены лучше оставить без отделки. Для пола подойдет массивная доска — матовая, возможно, с эффектом состаренности. Под потолком – темные балки. Можно обойтись и без печи, но очаг все же необходим. Его роль может играть камин, портал которого облицован изразцами или камнем.

Двери, окна. Пластиковые стеклопакеты здесь будут совершенно не уместны. Окна с деревянными рамами стоит дополнить резными наличниками и деревянными ставнями. Двери тоже должны быть деревянными. В качестве наличников для дверных проемов можно использовать доски, неровные и нарочито грубо обработанные. Кое-где вместо дверей можно повесить шторы.

Мебель. Мебель, конечно, предпочтительнее деревянная, не полированная, а, возможно, состаренная. Шкафы, горки и многочисленные полки могут быть украшены резьбой. В зоне столовой можно устроить красный угол с божницей, массивным, очень тяжелым столом и лавками. Использование стульев тоже возможно, но они должны быть простыми и добротными.

Кровати высокие с резными спинками. Вместо прикроватных тумб можно поставить сундуки в русском стиле. Прекрасно подойдут лоскутные покрывала и многочисленные подушки — сложенные стопками от большей к меньшей.

Без диванов в современном интерьере не обойтись, хотя в избах их, конечно, не было. Выбирайте диван простой формы с обивкой под лен. Цвет обивки — естественный природный. Кожаная мебель будет выбиваться из общей картины.

Стилизация под интерьер 18 века в избе гостиницы Покровской в Суздале

Текстиль. Как уже было сказано, стоит отдавать предпочтение покрывалам и чехлам для подушек, выполненным в лоскутной технике. Текстильных изделий может быть довольно много: салфетки на тумбах и маленьких столиках, скатерти, шторки, бордюры для полочек. Все это может быть украшено вышивкой и простым кружевом.

Кстати, вышивкой интерьер избы не испортишь — женщины на Руси всегда любили заниматься этим видом рукоделия. Вышитые панно на стенах, шторы, украшенные шитьем, расшитые мешочки с травами и специями, подвешенные на кухонную балку, — все это будет к месту. Основные цвета текстиля в стиле русской избы: белый, желтый и красный.

Освещение. Для интерьера в стиле русской избы выбирайте светильники в форме свечей и лампад. Кстати будут и светильники с простыми абажурами. Хотя абажуры и бра больше подойдут для дома, интерьер которого стилизован под русскую усадьбу.

Кухня. Без бытовой техники в современной избе невозможно обойтись, однако техничный дизайн может испортить целостность картины. Благо существует встроенная техника, которая помогает по хозяйству, но не нарушает гармонии русского стиля.

Для кухни подойдет массивная мебель: кухонный стол-тумба с выдвижными ящиками, буфеты открытые и закрытые, разнообразные подвесные полочки. Мебель, конечно, должна быть не полированной и не крашеной. Совсем некстати будут кухонные конструкции с фасадами, отделанными глянцевой эмалью или пленкой, стеклянными вставками, алюминиевыми рамками и т.п.

Дизайнер: Олег Дробнов

Вообще, в интерьере в стиле русской избы должно быть как можно меньше стекла и металла. Пластик здесь — как бельмо на глазу. Выбирайте мебель с простыми деревянными фасадами или реалистично имитирующими грубоватое дерево. Фасады из массива могут быть украшены росписью в русском народном стиле или резьбой.

В качестве декора для кухни используйте самовар, плетеные корзины и короба, луковые косы, бочонки, глиняную посуду, деревянные изделия русских народных промыслов, вышитые салфетки.

Декор для интерьера в стиле русской избы. Декоративный текстиль изо льна с вышивкой, много деревянных предметов. Прекрасно впишутся деревянное колесо, прялка и рыболовные сети, если дом стоит неподалеку от реки, озера или моря. На пол можно постелить вязаные круглые коврики и дорожки-самотканки.

Двор в русском стиле

И сам интерьер, и окна в нем, и «заоконное» пространство должны быть в гармонии. Для ограждения территории лучше заказать забор высотой примерно 180 см, собранный из заостренных бревен.

Как сейчас создают двор в русском стиле? Ответить однозначно невозможно, так как на Руси двор организовывался по-разному, в зависимости от местности. Однако дизайнеры нашли общие черты, которые и воссоздаются в ландшафтном дизайне. От калитки прокладывается дорожка (часто петляющая) ко входу в дом. Нередко ее настилают доской. По краям дорожки располагается цветочный бордюр. В старину крестьяне любой свободный участок земли отводили под грядки, но передний двор все же старались украсить цветочными клумбами.

Сейчас для заднего двора избы используют травы для газона. Этот участок затеняют высаженными по периметру соснами. Однако кусты смородины или малины тоже будут весьма в духе русского двора. Элементами ландшафтного дизайна в русском стиле являются различные предметы из дерева: деревянная детская горка, стационарный стол со скамьями, русские качели. Ну и, конечно, все постройки во дворе должны быть выполнены из дерева.

Каким вы себе представляете облик Новой России? Подумайте хорошенько, представьте архитектуру вашей мечты и то, что хотели бы реализовать на улицах любимого города. Ну или представьте лучшие образцы увиденного где-то. Теперь добавьте ко всему этому безобразию национального колорита. Ну как? Получается русский коктейль? Нет? Тогда я вам расскажу о тех, у кого получилось.
Архитектура Петербурга удивительна, а выстроенные дома, своими фасадами радуют не только местных жителей, но заехавший на огонек туристов, прилетевших покапать слюной на поребрики архитекторов. Каждый может найти строение по собственному вкусу и любоваться открыточными видами, водить к ним на закате любимую девушку и рассказывать интересные факты. Но некоторые здания не обросли десятком легенд и мифов, сохранив самое красивое снаружи, пряча свою красивую душу от случайных проходимцев. Но это не значит, что такие дома не заслуживают рассказа о себе! Пускай их обошла история Толстовского дома, про них не написали тысячи древних легенд, как про Египетский дом, но они будут объединятся в небольшие компании и занимать заслуженное своей красотой место, на страничках этого журнала.
Поехали…
1. Доходный дом Н.П. Басина
Николай Петрович был уважаемым архитектором, который оставил на карте любимого города свой след из двадцати с лишним домов, но особенно выделятся один. Тот самый, что он отстроил на площади Островского. Басин подумал и решил, а что я все строю под заказ? Почему бы не сделать что-то хорошее для себя? Ну и выстроил красавца под собственные нужды.

Представляете, веками раньше более значимый для истории архитектор по фамилии Росси, создает уголок Петербурга в духе классицизма, но вот спустя столетие ему на смену приходит дерзкий товарищ и забив на выстроенные вокруг здания, положив штангенциркуль на гармонию, создает свой шедевр в неорусском стиле. Это был вызов для тех времен.

Черпая вдохновения в резных фасадах многочисленных русских деревень, наш герой по камню вырезает индивидуальные черты будущей постройки: кокошники, рельефные изображения петухов, столбики-кубышки. Украшая все элементами привычной для русского человека вышивки, которую с легкостью можно увидеть на скатертях барского дома.

Поговаривают, люди были в шоке и позвали царя разобраться в ситуации: «Милый государь, не могли бы вы съездить и посмотреть, а то этот выскочка скоро своими шедеврами весь город засрет. Видели бы вы что он выстроил возле театра!». Ну естественно Александр III поехал разбираться, вышел из кареты и настолько впечатлился увиденным, что не только не наказал архитектора, но и выпустил новый приказ — усилить возрождение национальных традиций. Вот именно после того как он увидел этот дом, то и заставил всех снова отращивать бороды, а вслед за этим и армию переодел в шаровары с высокими сапогами а-ля рус.
2. Доходный «Дом из Русской Сказки» Никонова на Колокольной улице.
В соавторстве с Басиным работала над тем проектом и будущая звездочка неорусского стиля — Никонов. Возможно под его влиянием и появились все эти петухи на стенах, ибо в одной из своих последующих построек, он снова обратился к русскому фольклору, отстроив здание, которое в наше время и получило сказочное прозвище.

Поговаривают, Николай Никитич просто грезил мечтой о спокойной и тихой жизни в живописной русской деревушке, но в связи с невозможностью переезда реализовывал свои тайные фантазии в архитектурном облике собственных строений. Вы только всмотритесь в этот непередаваемый орнамент, в свойственные деревянным постройкам остроконечные крыши, в наличники обильно украшенные цветами.

Про этот дом чаще говорят исконно русское «терем», а в облике видят и хохломскую роспись, и элементы дымковской игрушки, и дворец славного Салтана. Но лично мне кажется, что Никонов реализовал собственную мечту и почувствовав себя эдаким местечковым царем, отстроили красочные палаты, которые вышли из его личной сказки.

3. Дом офицеров Лениградского военного округа
На месте этого красавчика раньше стояло ничем не примечательное деревянное здание военно-телеграфного ведомства, на территории которого выделили место для «офицерского собрания Русской армии и флота», ну и комнатку для Гвардейского экономического общества, которое нынче нам известно под брендом «Военторг». Вот видать торговля камзолами, погонами, гуталином и тушенкой шла настолько бойко, что те высказывали недовольство своим офисом и обратились с идеей перестроить домишко.

За реализацию чертежа боевой задачи взялся Фон Гоген, и с парочкой своих друзей он решил пойти по национальному архитектурному пути. Позже историки архитектуры назовут эту постройку «псевдорусской», но в свое время сам Гоген писал о ней в «строго русском стиле». Правда от предыдущих образцов упомянутых в этом посте, данный вид постройки отличается более спокойной цветовой гаммой, без кричащих и ярких оттенков.

Так как здание военное, то черпали идею из старинных крепостей, а фасады углового здания соединили между собой подобием башни, как стены в исконно русском кремле. Наверху этой башни раньше был барельеф с Георгием Победоносцем, на месте которого в советское время прорубили окно, положив кувалду на имперские и религиозные ценности. Сам фасад украсили многочисленными балконами и эркерами с чугунными рельефами в этом самом «русском стиле».

В залах выстроенного здания развернулись офицерские рауты и приемы, там проходили концерты, читались доклады, проводились выставки, работали кружки. Под склады того «Военторга» выделили только первый этаж, а через пару лет и вовсе выгнали с этого праздника офицерской жизни спонсирующую постройку организацию. Понимаете ли, они мешали им веселиться. Те с горя приобрели себе новый участок на углу Большой конюшенной улицы и Волынского переулка, отстроив там нынешнее здание ДЛТ, но это уже совсем другая история.

4. Усадьба А. И. Чернова «Сосновка»
Был как-то на Руси чиновник по фамилии Чернов. И уж очень он эту самую родину любил, вот как Безруков. Ходил босиком по полям, пил из ручья, березки обнимал и на охоту ездил, тоже с чисто русским размахом. Причем все должно было соответствовать его высокому чиновничьему положению, поэтому и своих стремянных он обязательно наряжал в старинные русские кафтаны, в знак особой любви к родине.

Говорят, что именно для охоты он и выкупил участок на территории Малой Рыбацкой слободы, которая тогда была ближайшим пригородом Петербурга, а ответственную работу по возведению дома проучил тому же самому Александру Фон Гогену. Тот был рад стараться, бюджеты есть, фантазия тоже. Неудивительно что на свет появился один из самых ярких образцов неорусского стиля.

Под звуки наступающей революции хозяин дачи исчез. Никто не знает, сбежал он за границу сам или отправился в тазике с цементом на дно Невы, но опустевшую без законного владельца землю скомуниздили под дом отдыха, который в последствии переоборудовали под больницу. Когда же надобность в медицинском сооружении отпала, то здание передали под управление министерству связи СССР, которое расквартировала тут особые «глушилки», чтобы заставить молчать вражеские голоса антисоветских радиостанций посылаемые на различных частотах. Фото этого здания я нагло подрезал у Евгения, а то когда я сам приехал на съемки, меня накрыл такой ливень, что вылезать из машины просто не решился и поехал домой пить чай с печенюшками.

5. Спас-на-крови
Ну и бонусом. Дабы вы понимали что это был любимый стиль Александра III и архитекторов тех времен. В неорусском стиле построен один из главных храмов города — Спас-на-крови. Так что таким и должен был быть облик Новой России, который в наступающем XX веке все-таки прогнулся под набирающим обороты модерном.

Дабы вам не пришлось тратить силы и время на поиски данных достопримечательностей, то вот вам карта местности с подсказками и адресами.

Следите за мной в инстаграме. Ну и во имя Святого Петербурга подписывайтесь на меня в набирающем обороты телеграм-канале, так вы точно не пропустите ничего интересного!

Ушастый спаситель Если у руки из ж… Аврора. Обман столетия

Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:
Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх