СтройПортал

Статьи и рекомендации

Палех


Лаковая миниатюрная роспись. Палех.

Палех — маленький поселок Ивановской области, первое упоминание о котором относится к началу XVII столетия. А на сегодняшний день это известнейший в мире центр иконографии и лаковой живописи, не имеющей аналогов ни в одном уголке нашей планеты. Работы палеховских мастеров не оставляют равнодушными никого,
кто их однажды увидел.

Палех — центр иконографии и лаковой живописи. Ивановская область.

На рубеже 16-17 века Палехе появились мастера, которые писали святые образа, расписывали храмы и соборы, восстанавливали старинные фрески. На начало 19 столетия пришелся расцвет палехской иконописи, имеющей огромный спрос не только в России, но и за рубежом.Своеобразное, изящное искусство лаковой миниатюры Палеха объединяет в себе принципы древнерусской живописи и народного творчества.

Палехская икона Божьей матери.

Если в некоторых городах создание икон имело почти промышленное распространение, то в Палехе долгие годы сохранялось самобытное написание святых образов, написанием которых занимались члены крестьянских семей в свободное от сельскохозяйственных трудов время.

Палехская иконография.

Было примечательным, что в крестьянских семьях иконописцев было разделение труда: рисунок на основу наносил «знаменщик», одежды и палаты писал «доличник», а лица — «личник». Палехские иконы создавались долго и скрупулезно, они были выдержанны по канонам старинных образцов, поэтому их ценность была высокой.

Палехская иконография.

Но к концу 19 века на Руси количество иконописцев сильно возросло, что явилось причиной снижения стоимости и ухудшением качества иконописи, и спрос на палехские иконы резко снизился из-за дороговизны.

Палехская иконография.

А произошедшая в России революция 1917 года изменила не только весь уклад России но и отношение к церкви. Производство икон стало невостребованным и художники-иконописцы вовсе остались без работы.

Палехские художники. Фото: 1930 год.

А вот лаковая живописная миниатюра Палеха является сравнительно молодым направлением, возникшим лишь около двух веков тому назад. Предпосылкой возникновения было то, что в конце 18 века московский купец Коробов основал производство лакированных козырьков для армейских кепок. И когда в моду вошел нюхательный табак, он же стал выпускать лаковые шкатулочки-табакерки.

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.


Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

Со временем эти шкатулки приобрели роскошный и богатый вид, они стали служить для украшения помещений. Используя красочный колорит и русскую народную тематику, палехские мастера в своей работе использовали различные сюжеты сказок, былин и сказаний.

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.


Палех. Лаковая миниатюрная роспись.


Палех. Лаковая миниатюрная роспись.


Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

По окончанию гражданской войны палехские мастера возобновили свой промысел, изготавливая теперь уже шкатулочки, брошки, пудреницы и другие предметы из папье-маше. Изображали на них сюжеты из русских народных сказок, сценки деревенской жизни, а также использовали творчество русских писателей и поэтов.


Палех. Лаковая миниатюрная роспись.


Палех. Лаковая миниатюрная роспись.


Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

Вторая мировая война также внесла свои сюжеты в палехскую роспись — красочные военные сцены. Во времена Советской власти палех характеризовался пафосом, идейностью, монументализмом. И лишь спустя годы художникам удалось вернуть романтичность и возвышенность, поэтичность и иносказательность.

Палех. Лаковая миниатюрная роспись.


Палех. Лаковая миниатюрная роспись.

И по сей день лаковые миниатюры отличаются яркими красками на черном фоне, удлиненностью фигур, тонкостью линий. Декоративность пейзажей и архитектуры, изящный орнамент золотом, обрамляющий композицию – все это делает Палехскую роспись уникальной.

Палехские художники-миниатюрристы.

Каждый из мастеров—миниатюристов имеет свой профессиональный почерк. Эта кропотливая работа требует от них не только вдохновение, но и огромную точность и аккуратность, так как вся роспись выполняется вручную, и очень часто для этого требуется увеличительное стекло. Большая часть миниатюр уникальна или же выпускается в очень малом количестве.

Палехские художники-иконописцы.


Палех. Лаковая миниатюрная роспись.


Палех. Лаковая миниатюрная роспись.


Палех. Лаковая миниатюрная роспись.


Палехская иконография.


Палехская иконография.


Палехская иконография.

Палехская живописная миниатюра, заключающая в себе тончайшую работу над деталями, миниатюрность, цельность сложной композиции, разнообразие узоров и орнаментов, выполненных золотом на черном фоне, пользуется огромным спросом у ценителей этого искусства во всем мире. А сам поселок привлекает туристов как уникальный центр русского народного промысла.


Славна талантами и умельцами земля русская. И на сегодняшний день в России процветает множество народных промыслов, один из которых основанный братьями-крепостными -жостовская роспись.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Элементы палехской росписи

(рисунок)

Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций — изображений, которые рассказывают определенный сюжет. В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.

Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.

(раскрашенная работа)

Другими важными отличиями считаются:

  • многотональная прокраска теней;
  • несколько вытянутое изображение персонажей;
  • точная прорисовка элементов, например, листва деревьев прописывается в соответствии с натуральным изображением;
  • большое количество прорисованных нюансов и деталей.

Даже сейчас можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов, используют сюжеты, выполненные палехской росписью.

Как доехать?

Компания «Семейный чемодан» регулярно проводит поездки по городам Золотого Кольца России.

Рассматривая продукты творчества, созданные талантливыми мастерами, многие спрашивают вопрос о том, где находится Палех. Большинство гостей предпочитают добираться на личном автомобиле. Это удобно. Расстояние Москва-Палех составляет 400 километров. Движение будет осуществляться по трассе М7. Необходимо ехать через Владимир и Суздаль. Общая продолжительность пути – 6-6,5 часов.

До Палеха ежедневно курсирует автобус. Посадка выполняется с Щелковского вокзала Москвы. Остановка производится на станции Южа. Также есть автобусы, идущие Москва-Иваново. На конечной станции потребуется пересесть на автобус Иваново-Палех.

Имеется железнодорожное сообщение. В 75 километрах от поселения находится станция г. Шуя. Такое решение выбирают те, кто едет из Санкт-Петербурга или Нижнего Новгорода. Если вы держите путь из столицы, то подойдет поезд с таким направлением, как Москва-Кинешма, затем потребуется пересесть на автобус или воспользоваться услугами такси. Автобусы ходят часто, продолжительность пути – 1,5 часа.

Если хотите избежать дополнительных хлопот, то заказывайте экскурсию в Палех из Москвы и других городов. Поездка будет осуществляться на комфортабельном автобусе в сопровождении гида.

Гостиницы, рестораны, кафе

Гостиницы города предлагают хорошее обслуживание. Номерной фонд не богат, но можно подобрать вполне комфортные условия для отдыха. Повышенным спросом пользуются такие отели, как «Ковчег», «Палех», «Гранд Шуя». Что касается точек питания, то можно взять себе на заметку заведения «Гурман», «Сказка».

Достопримечательности

Провинциальное место славится красивыми пейзажами, удивительной историей появления, большим количеством творческих мастерских, памятниками архитектуры, святыми уголками. Приезжая сюда, каждый для себя непременно открывает что-то новое. Уютные, ухоженные улицы с тенистыми деревьями, золотые купола, поля, озера создают спокойную, расслабляющую атмосферу для отдыха. Это родина Жар-Птицы. На гербе, флаге поселка изображается птица.

Музеи

Государственный музей палехского искусства – это уникальное место, с которого можно начать свое путешествие по поселку. Галерея открылась в 1935 году. В главном зале вы сможете полюбоваться экспонатами, которые сделали место широко известным в России и за ее пределами. Русская иконопись представлена, как древними работами 18 столетия, так и современными произведениями. Есть экспозиция, посвящённая палехской лаковой миниатюре, созданной в различных отрезках времени. Экскурсовод расскажет о судьбе авторов, о тонкостях их творческого процесса. Отдельного внимания заслуживают шкатулки с сюжетами из русских сказок, и коллекция живописи прошедшего столетия. Музейный комплекс включает в себя мастерские Н.В. Дыдыкина, П.Д. Корина, И.И. Голикова, Н.М Зиновьева.

Дом – мастерская Дыдыкина – старинная галерея, которая посвящена творчеству талантливого скульптора. Тут вы увидите сотни уникальных творений автора. Среди них немало прототипов известных личностей. Складывается ощущение, что вы на мгновение погружаетесь в прошлое. Автор сам завещал все свои работы музею. Неподалеку от мастерской есть уютный, яблоневый сад. Растут пихты и ели, который посадил еще сам скульптор.

Дом – музей И.И. Голикова – галерея, открытая в 1968 году. Здесь трудился основатель лаковой миниатюры. Однако, его личные вещи не уцелели. Хранятся вещи, которые принадлежали Голикову лишь в одной комнате. Это рабочий стол, этажерка, кровать, кресла. В другой комнате вы сможете рассмотреть произведения художников послереволюционного периода. На стенах висят фотографии, иллюстрации старого города Палех.

Дом – музей П.Д. Корина выступает самым старым зданием комплекса. Оно построено еще в 1860 гг. Выставка открылась в 1974 году. На стенах комнат представлена древняя иконопись. Сохранилась мастерская автора – мольберт, этюды. В третьем зале хранятся эскизы, применяемые для благоустройства метрополитена. Кухня представлена в неизменном виде. Обстановка начала 19 столетия.

Дом – музей Н.М. Зиновьева состоит всего лишь из одной комнаты. Она выполняла роль творческой мастерской и спальни. Есть русская печь и кухня. Внешний декор здания оригинален. Резные оконные наличники, кольцо большой высоты. Напротив дома установлен колодец. Советский художник жил и родился здесь. В экспозиции представлены некоторые его творения, фотографии, книги, часть вещей.

Музей иконы – галерея, которая появилась в поселке недавно (2014 г). Она состоит из выставочного и художественного зала. На выставке представлено большое количество древних икон, которые попали сюда из различных точек страны. Преимущественно они привозились местными жителями. Некоторые экспонаты перенесли сюда из храмов и часовен, когда происходило их закрытие в советское время. Современники почерпнули немало опыта на древнем искусстве иконописи. Представлены работы Г.М. Мельникова. Они старались сохранить местный стиль ремесла.

Храмы

Крестовоздвиженская церковь является памятником архитектуры 18 века. Объект был построен в 1762 — 1774 гг. Строительство шло на деньги местных жителей. Помогали даже рядом расположенные деревни. Собор выполнен в стиле древнерусского зодчества 17 века. Церковь состоит из пяти глав, отличается богатым убранством. Колокольня оснащена папертью, которая по очертанию похожа на шатер. Позолоченный иконостас большой. Состоит из шести ярусов. Его роспись осуществлялась местными художниками. Использовался стиль рококо. В советский период здесь был музей палехского искусства. Поэтому, святыни удалось пережить разгром. В 2012 году обитель приобрела статус кафедрального собора.

Ильинская церковь построена в 1790 году. Собор долгое время находился при кладбище. Это здание использовалось долго, как небольшая церковь для местных жителей. По своему строению объект напоминает Крестовоздвиженский храм. Это скромное, кирпичное сооружение, оснащенное низкой шатровой колокольней. Оконные наличники выполнены под арочный мотив. Это памятник архитектуры. Об этом напоминает мемориальная доска, монтированная еще в 60-хх годах.

Знаменская церковь находится при въезде в село. Ее строительство осуществлялось в 1804 году. Сбор средств на постройку производился местным населением. Также активное участие принимал помещик П.Н. Бутурлин. Освещение выполнено в 1810 году. Святыня включает в себя три престола. Они освещены в честь Знамения Пресвятой Богородицы, во имя Святого Николая Чудотворца, Святой мученицы Параскевы Пятницы. Постройка характеризуется живописным окружением. Она прекрасно смотрится в общей панораме города, выступая главным акцентом.

Что посмотреть в Палехе за один день?

Прогулка по удивительному Палеху позволит насладиться в полной мере архитектурным наследием уникального места. В центре села вас встретит небольшой и уютный прудик. Если следовать далее по аллее, то перед вами откроется памятник Ленину. На улице людей почти нет. Вокруг царят тишина и гармония, даже слышно пение птиц. Пожалуй, это одно из самых лучших мест для того, чтобы отдохнуть от городской суеты.

Через реку Палешанка проходит мостик. Хочется остановиться здесь на какое-то мгновение, чтобы в полной мере насладиться окружающими красотами. Здесь тоже есть такая свадебная традиция, как вешать замок на мост. Примечательно, что дома из камня и дерева стоят в вперемешку друг с другом. От этого общая картина становится еще более загадочной.

Рекомендуется непременно заглянуть в сувенирную лавку для того, чтобы приобрести продукцию местных мастеров. В других местах маловероятно, что вы ее уже сможете найти. Остерегайтесь подделок. Палехское творчество высоко ценится, поэтому его часто копируют.

Шкатулки Палеха – самый часто приобретаемый товар. Востребованы изображения с темой сказки. Мастера иллюстрируют книги, создают изделия с разнообразными затейливыми рисунками. Изображаются сказки А.С. Пушкина, П.П. Бажова. Город художников знаменит сувенирами, изготовление которых осуществляется с применением старинных рецептов создания красок.

Краски состоят из природных материалов. Роспись производится тончайшими беличьими кистями. По окончании работы краска закрепляется лаком. На заключительном этапе поверхность обрабатывается золотом и серебром. В городе есть художественное училище, где подготавливаются мастера. Русская лаковая миниатюра славится необыкновенной сценической красотой.

На центральной улице находится настоящий сельский клуб. Это красивое, резное, деревянное здание, окрашенное в светло-серые тона. Висят объявления об организации рок-концертов. Это говорит о том, что в поселке много молодежи. Не лишены жители и спортивной жизни. Есть центральный стадион. Популярен футбол. Также можно увидеть здание центрального телеграфа.

Палехский дом ремесел является городским учреждением. Оно открылось в 1991 году. Здесь когда-то был дом Н.М. Сафонова. Это был владелец иконописной мастерской конца 19 столетия. В особняке есть отдельная комната, посвященная Сафонову. Вы сможете познакомиться с личными вещами, фотографиями.

Кроме того, в выставочном зале много работ местных древних художников и современных авторов. Для детей функционируют различные секции и кружки. При желании и взрослые смогут освоить азы древних ремесел. На территории периодически организуются зрелищные, театрализованные постановки.

Памятник погибшему солдату расположен в центральной части города. Обелиск монтирован в дань всех погибших воинов в Великой Отечественной Войне. Высота монумента достигает 14 метров. Композиция представлена фигурой солдата. В одной руке герой-воин держит меч. На нем одеты солдатские сапоги, пилотка и плащ. Советский солдат собрался на войну для защиты своей Родины. Перед памятником расположена имитация вечного огня. Каждый год, 9 мая, он зажигается.

Если продолжать дальше изучать окрестности, то можно увидеть заводы Палеха – «Агрокомплект», швейные фабрики, деревообрабатывающие предприятия. Загородом живописно. Прекрасное место для организации отдыха на природе.

Видео

Гете и восторженные парижанки

Но палешане вниманием иностранцев в хорошем смысле избалованы – за рубежом здешним искусством впервые заинтересовались много лет назад. Так, еще в 1814 году сам Иоганн Гете прослышал о легендарных суздальских иконописцах. В ответ на запрос писателя владимирский губернатор сообщил, что среди иконописных сел своим искусством особо славится помещичье село Палех. Чиновник рассказал, что в Палехе 600 иконописцев, а особым мастерством миниатюрного письма выделяются крестьяне Андрей и Иван Александровичи Каурцевы. В итоге Гете даже отослали две иконы их работы – «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». Правда, по некоторым сведениями, они до него так и не дошли.
Около века спустя после этих событий в Европе снова заговорили об уникальной русской технике. И здесь мы вновь возвращаемся к «Артели древней живописи». Первоначально в нее входили семь человек: Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие бывшие иконописцы. А уже через год после основания артели, то есть в 1925 году, работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

«В 20-е-30-е годы прошлого века советскую республику стали постепенно признавать в мире. Молодое государство рабочих и крестьян старалось участвовать во многих международных выставках. Успех советских художников, в том числе палешан, на мировом уровне был замечен властью. Сбыт продукции – шкатулок, коробочек, брошей, портсигаров, пудрениц, ларцов и так далее – был организован благодаря помощи правительства. До 90% продукции артели шло на экспорт, что было очень выгодно государству», – отмечает Евгений Лакеев.

Подобные выставки также были организованы в Милане, Венеции и других европейских городах. Заправские модницы щеголяли друг перед другом брошами, расписанными в палехском стиле, а джентльмены с удовольствием носили булавки для галстуков с изображением русских сказочных персонажей.
«За рубежом на это среагировали, потому что икона и палехский стиль технически и мировозренчески близки к тому искусству, которое бытовало в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения, – объясняет Лакеев. – Кроме того, лаковая миниатюра предполагает работу с темперными красками, которые в Европе тогда уже были практически забыты – писали в основном маслом. Палех – декоративный, завораживающий, отчасти «восточный»… Конечно, европейцам это было интересно».
Евгений проводит нас в небольшую светлую галерею. Это мини-музей при мастерской, сюда приводят туристов и школьников, здесь проводят мастер-классы. Дальше – сувенирный магазин, где можно купить буквально все, что душе угодно. Помимо знаменитых шкатулок здесь есть расписанные вручную панно, ручки, елочные шары, пасхальные яйца, броши, браслеты, бинокли, столовые приборы, зеркала, футляры для очков… Глаза разбегаются от такого разнообразия и богатства красок!

Ценники разнятся. В качестве небольшого сувенира сгодятся магнит или зеркальце – цены на них совсем не кусаются. Конечно, это не «Палех» в полном смысле этого слова. Зато такие подарки доступны обладателю любого кошелька.

А вот все, что расписано вручную, стоит действительно немало: цифры на чеках здесь будут четырех-, пяти- и даже шестизначными.

«Настоящая палехская миниатюра не может быть дешевой, потому что каждая шкатулка и икона – это кропотливый труд нескольких человек, – объясняет Евгений. – В разработке одного изделия принимают участие до пяти мастеров».

Но как же творится все это волшебство? Нам повезло: для телеканала «МИР» сотрудники мастерской организовали специальную экскурсию по всем помещениям.

Краски на яйце, волчий зуб и другие орудия мастера

Первым делом мы отправились в столярный цех. Отсюда начинает свой путь будущая лаковая шкатулка – коронное творение палехских мастеров. В зависимости от формы, размера и сложности композиции на изготовление одной шкатулки может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев. Основой для изделия служит папье-маше. Этот материал прочнее дерева, легче и к тому же, по мнению художников первой артели, благороднее.

С новым для них материалом палешане познакомились в 1920-х годах при поддержке известного искусствоведа, уроженца Палеха Анатолия Бакушинского. До этого папье-маше на протяжении века служило основой для знаменитой лаковой миниатюры Федоскина.
Для изготовления папье-маше лучше всего подходит пористый картон, получаемый из хвойных пород дерева. Листы картона проклеивают мучным клейстером, наматывают их на деревянную форму, которую затем зажимают в механическом прессе.
«Получается такая заготовочка, – Евгений показывает основу для будущей шкатулки. – Ее нужно покрыть особым грунтом и покрасить: в черный цвет снаружи, в красный – внутри, затем покрыть несколькими слоями лака, чтобы на ней уже мог работать художник».
Покрытые лаком шкатулки ставят на большие подносы и помещают в печь, где они сушатся при невысокой температуре. Здесь их называют «горячие пирожки». «На то, чтобы просушить один слой лака, уходит день – иначе технология будет нарушена», – объясняет наш гид.

Для того, чтобы краски не скатывались с лаковой поверхности изделия и рисунок лучше наносился, перед началом росписи поверхность «рыхлят» – зачищаются порошком пемзы до тех пор, пока она не станет матовой. Когда заготовка попадает на стол к художнику, начинается самое интересное.

Мы заходим в комнату, где работают мастерицы. На каждом столе разложены необходимые принадлежности, среди которых непременно есть увеличительное стекло: в работе с такими мелкими деталями без лупы не обойтись. Перед каждой художницей – несколько деревянных чашечек с красками. Их палешане до сих пор готовят по старинке – используя яичный желток. Художник разбивает яйцо, аккуратно отделяет желток от белка, кладет желток обратно в скорлупу и смешивает с водой. Затем туда добавляют несколько капель уксуса, после чего тщательно растирают с сухой темперой. В старину вместо уксуса использовали забродившее пиво или квас. Так получается эмульсия для краски: желток служит связующим веществом, а уксус растворяет сухие краски, съедает излишнюю жирность желтка и защищает краски от порчи.

Поверх черной краски сперва наносят белила. Это делается для того, чтобы черный фон не заглушал остальные краски. Белым цветом прописываются фигуры персонажей, одежда, пейзаж и другие детали.

Перед тем как нанести изображение, художник тщательно продумывает сюжет миниатюры.

«Сначала мы делаем рисунок и переносим его на тонкую кальку. У нас есть такой инструмент – цировка, это тупая игла. Мы прикладываем ее к кальке и начинаем обводить изображение. Видите, остается след», – говорит художница Ирина. Мы застали ее за росписью елочной верхушки. Продукция мастерской, связанная с новогодней тематикой, в этот сезон особенно популярна.
«Если художник ранее выполнял похожую работу, он может потратить на нее несколько дней. Если же ему нужно разработать сюжет с нуля (для какой-то сказки, события или он сам что-то предложил), то это займет значительно больше времени. После того как художник закончил работу, шкатулку нужно покрыть лаком, расписать сверху сусальным золотом, отдать обратно лакировщику и наложить еще около семи слоев лака», – комментирует Евгений.
В арсенале палехских художников есть еще несколько необычных предметов. Так, на столе у каждой мастерицы обязательно лежит перо – чаще всего гусиное. Таким пером смахивают остатки пемзы после того, как рисунок был переведен на матовую поверхность шкатулки. Но, пожалуй, самый загадочный артефакт в мастерской – «волчий зуб». Клыки волков палешане – как выяснилось, хорошие охотники – с давних времен использовали для того, чтобы полировать сусальное золото.

«Сейчас используют аналог – камень агата. Но раньше у охотников брали волчьи зубы и ими полировали золото. Это очень твердый и гладкий материал, он хорошо подходит как инструмент для полировки», – объясняет художница Евгения. Она легонько проводит камнем по золотому орнаменту, и он тут же натирает ярко блестеть. Это золото называется твореным. Художники в буквальном смысле творят его: растирают лист сусального золота и смешивают с водой и гуммиарабиком (особый растительный клей).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх